Начало истории
В разгар войны с Украиной очевидно, что внешняя агрессия, начатая Путиным, во многом стала возможной благодаря особенностям его внутриполитического режима. Но в какой степени он выстроил его сам, а в какой — лишь развил уже заложенные ранее тенденции? дekoder попросил историков, политологов и социологов рассказать о 1990-х — как о времени, когда «все начиналось». Ответы читайте в нашем спецпроекте.
24 февраля 2022 года для многих стало днем, когда «история вернулась»: решения политиков и военных вновь опр еделяют судьбы стран и народов на десятилетия вперед, а сама путинская агрессия против Украины служит страшным напоминанием о завоевательных войнах XIX и XX веков.
«Конец истории» был провозглашен американским философом Фрэнсисом Фукуямой в начале 1990-х, когда он заявил об окончательном торжестве либерального миропорядка. Это был западный миф о «девяностых». В России с первых лет правления Владимира Путина работающая на него пропаганда начала конструировать образ «лихих девяностых», на смену которым якобы пришла эпоха если не процветания, то по меньшей мере стабильности. Это клише было настолько явно пропагандистским, настолько быстро стало заезженным, настолько очевидно использовалось властями в сугубо корыстных целях (и одновременно было настолько эффективным в своем воздействии на общество), что породило альтернативную мифологию — «святых девяностых», еще одной «России, которую мы потеряли».
Обе эти проекции, несмотря на противоположную окраску событий, ограничивают возможность говорить о преемственности политических эпох и, в конечном счете, о непрерывности развития новой России. В лучшем случае речь идет о «грузе проблем», которые достались в наследство от недалекого прошлого и которые мешают процветанию стать полным (в рамках дискурса о «лихих девяностых»). Или же о немногих достижениях демократии и свободомыслия, которые последовательно топчет наступающий авторитаризм (если речь о «святых девяностых»).
В разгар войны с Украиной очевидно, что внешняя агрессия, начатая Путиным, во многом стала возможной благодаря особенностям его внутриполитического режима. Но в какой степени он выстроил его сам, а в какой — лишь развил уже заложенные тенденции? дekoder попросил историков, политологов и социологов рассказать о 1990-х — как о времени, когда «все начиналось».
Концепция: Тамина Кучер
Редакторы: Антон Химмельспах, Мэнди Ганске-Цапф, Дмитрий Карцев
Корректоры: Алена Шварц
Выпускающий редактор: Алена Шварц
Дизайн и программирование: Даниэль Маркус
Проект создан при поддержке Федерального фонда проработки диктатуры СЕПГ